События и тренды системы
образования РФ
С 1 сентября обществознание исключат из школьной программы

С 1 сентября обществознание исключат из школьной программы

Министерство просвещения Российской Федерации объявило о внесении изменений в школьную программу по обществознанию. С 1 сентября текущего года этот предмет будет исключен из программы 6–7-х классов.

При этом в Минпросвещения подчеркнули, что обществознание останется в программе для учеников 8–11-х классов. Однако и здесь произойдут изменения: с 1 сентября 2026 года обществознание будут преподавать только для учеников 9–11-х классов. Таким образом, предмет постепенно будет смещаться в старшую школу, что, по мнению экспертов, позволит более эффективно осваивать сложные концепции и понятия.

Директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка Елена Приступа отметила важность гибкости учебного плана и его способности отвечать современным вызовам, включая быстро развивающуюся систему общего образования. По ее мнению, учебный план должен быть динамичным и адаптироваться к изменяющимся потребностям общества.

Елена Приступа подчеркнула, что эффективность вводимых учебных предметов всегда зависит от целеполагания и ориентированности на результаты, особенно метапредметные. Речь идет о формировании у учащихся навыков критического мышления, анализа информации, решения проблем и коммуникации, которые необходимы для успешной адаптации в современном мире.

Оценка поведения и новые подходы

Помимо изменений в программе по обществознанию, Министерство просвещения рассматривает возможность введения новых подходов к оценке поведения учеников. В настоящее время обсуждаются несколько вариантов, включая 5-балльную и 3-балльную шкалу, а также систему зачетов.

По словам министра, 5-балльная шкала будет включать оценки “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” и “совсем неудовлетворительно”, а 3-балльная – “образцово”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”. Рассматривается возможность апробации этих новых систем оценки поведения в ряде регионов с 1 сентября 2025 года.

Министерство просвещения стремится создать условия для всестороннего развития личности каждого ученика и подготовки их к успешной жизни в обществе. Изменения в программе по обществознанию и подходы к оценке поведения – это лишь часть масштабной реформы системы образования, направленной на повышение ее качества и доступности для всех граждан страны.

Назад

Поделиться

Похожие статьи

Все статьи
кравцов
29 августа, 2025
Минпросвещения запустило сбор предложений от учителей для развития образования

Глава Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов выступил с важным…

Читать дальше
С приближением нового учебного года, который стартует уже менее чем через месяц, для миллионов родителей вновь становятся актуальными вопросы обеспечения детей необходимыми учебными материалами. Ключевые из них: обязана ли школа полностью предоставлять учебники или эта финансовая нагрузка ложится на плечи семей, а также допустимо ли использование современных электронных форматов вместо традиционных печатных книг. Эти вопросы напрямую связаны с семейным бюджетом и организацией учебного процесса, поэтому требуют четкого и понятного ответа. Согласно действующему федеральному законодательству и детализированным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), общеобразовательные учреждения несут полную ответственность за обеспечение учащихся всей необходимой учебной литературой. Это не право, а прямая обязанность школы, финансируемая из государственного бюджета. Эксперты в сфере образования подчеркивают, что существуют четко прописанные правила, которые разграничивают, по каким именно предметам ученик должен получить печатную книгу, а по каким допускается использование ее цифрового аналога. Правила для младших и средних классов Для учащихся начального звена, то есть с первого по четвертый класс, действует строгое правило «один ученик-один печатный учебник». Данное положение распространяется на основные дисциплины, формирующие базовые навыки: русский язык, математику, литературное чтение, окружающий мир и иностранные языки. Таким образом, школа обязана выдать каждому ребенку личный комплект учебников по этим предметам в печатной форме, что гарантирует равенство условий для всех детей и позволяет работать с книгой как в классе, так и дома. Что касается таких творческих и развивающих предметов, как изобразительное искусство, музыка и физическая культура, то здесь стандарты допускают большую гибкость. Школа может предоставить учебное пособие как в привычном печатном виде, так и в электронном формате. Важен сам принцип «один в руки», означающий, что каждый ученик получает персональный доступ к образовательному ресурсу, будь то бумажный учебник или его цифровая версия на планшете или ноутбуке. Аналогичный подход сохраняется и для учащихся 5–9 классов. Перечень предметов, по которым гарантировано предоставление печатного учебника, даже расширяется. В него входят русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, физика, химия, биология, иностранные языки и информатика. По дисциплинам, направленным на творческое и физическое развитие изо, музыке и физкультуре, школа сохраняет право выбора: предоставить учебник в печатной форме, в электронной или же в обоих форматах сразу. Особенности обеспечения в старшей школе Для старшеклассников, учащихся в 10 и 11 классах, законодательство изначально предусматривало максимальную свободу в выборе формата учебных материалов. Согласно действующим нормам, по всем предметам без исключения школа могла предоставить либо печатный учебник, либо его электронную версию. Такой подход был призван учесть растущую технологическую грамотность учеников и дать школам возможность постепенного перехода на цифровые образовательные ресурсы, которые часто содержат интерактивный и мультимедийный контент. Однако, как отмечают эксперты, в настоящее время в рамках обсуждения нового проекта ФГОС для среднего общего образования выработана важная корректировка. Предполагается, что по каждому предмету, который входит в перечень обязательной государственной итоговой аттестации (ГИА), школа будет обязана предоставить каждому ученику не менее одного учебника именно в печатной форме. Это решение продиктовано необходимостью гарантировать всем старшеклассникам равные и комфортные условия для подготовки к серьезным выпускным испытаниям, минимизируя зависимость от наличия электронных устройств и стабильного интернет-соединения. Важность вопроса доступности и обеспеченности учебниками подтверждается тем, что он находится на контроле на самом высоком государственном уровне. Так, Председатель Правительства Михаил Мишустин ранее поручал профильным министерствам тщательно проанализировать как уровень цен на учебную литературу, так и реальную обеспеченность ею школы по всей стране.
24 августа, 2025
Кто должен покупать школьные учебники?

С приближением нового учебного года, который стартует уже менее чем…

Читать дальше
Рособрнадзор предупредил четыре вуза о нарушениях
12 августа, 2025
Рособрнадзор предупредил четыре вуза о нарушениях

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)…

Читать дальше
рекорд
23 июля, 2025
Московская школьница установила абсолютный рекорд ЕГЭ

Выпускница столичной школы №1514 Надежда Яшмолкина вошла в историю российского…

Читать дальше