
А. Лопатин: “Появление ИИ может нести угрозу подлинности науки и научных исследований”
Алексей Лопатин, заведующий кафедрой КНИТУ-КАИ, анализирует влияние искусственного интеллекта на образование и науку, выражая опасения по поводу его повсеместного внедрения.
Искаженное обучение: ChatGPT как угроза
Алексей Лопатин, заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ, выражает серьезные опасения по поводу активного использования искусственного интеллекта (ИИ), такого как ChatGPT, в образовательном процессе. Он предостерегает от негативных последствий, которые могут возникнуть в результате замены традиционных методов обучения. Лопатин подчеркивает, что хотя студенты, используя ИИ для поиска информации и подготовки к экзаменам, могут сэкономить время, они в действительности не получают полноценного образования. Это создает иллюзию легкости и упрощенности, что может привести к искаженному пониманию мира учащимися. Кроме того, эксперт акцентирует внимание на отсутствии объективности в информации, предоставляемой ИИ, поскольку она формируется на основе постоянно обучающихся алгоритмов. Зависимость от интерпретации ИИ может привести к искажению мировоззрения, что окажет негативное влияние на различные учебные дисциплины.
Наука и образование
Лопатин также поднимает вопрос о применении ИИ в сфере научных исследований, предупреждая о потенциальной угрозе появления “псевдоисследований” и “псевдоученых”. Автор указывает на возможность использования ИИ в обучении, например, для генерации аннотаций к классическим произведениям. Однако, он предостерегает, что такой подход не позволит достичь образовательных целей, связанных с развитием критического мышления и понимания эпохи. В то же время, Лопатин признает, что использование ИИ может быть полезным для преподавателей, особенно в контексте постоянных изменений в образовательных стандартах, требующих регулярной переработки учебных материалов. Однако, широкое использование ИИ в научных исследованиях, по мнению эксперта, может привести к появлению “массовых псевдоисследований”, которые будут публиковаться в авторитетных научных журналах, пройдя даже рецензирование. Это, в свою очередь, требует разработки новых инструментов для верификации научной информации.
Будущее науки
В ответ на эти вызовы Лопатин прогнозирует появление в науке “интеллектуального блокчейна”, подобного криптовалюте. Эта система будет фиксировать и подтверждать научную деятельность исследователей, позволяя отличать настоящих ученых от самозванцев. Использование научных метрик на основе блокчейна даст возможность объективно оценивать вклад каждого автора. Однако, Лопатин предполагает, что эти изменения могут снизить ценность диссертаций как формального признака учености. Необходим тщательный анализ потенциальных рисков и преимуществ использования ИИ в образовании и науке, чтобы выработать эффективные стратегии, обеспечивающие сохранение качества и объективности знаний.
Похожие статьи
Все статьи
Дистанционное обучение в сфере информационных технологий (IT) представляет собой современный…
Читать дальше
Российская система высшего образования переживает период активного внедрения цифровых технологий,…
Читать дальше
Корпорация “Синергия” разрабатывает инновационную систему, основанную на искусственном интеллекте, которая…
Читать дальше
В России появился первый государственный университет, предлагающий возможность получить высшее…
Читать дальше